Торможение — это вообще отдельный вид искусства, о котором хотя бы в теории нужно знать всё и уповать на то, что в экстренной ситуации знания дадут о себе знать.
Условно торможение можно разделить на два вида: экстренное и штатное. В штатном режиме водитель работает постоянно. Например, загорается красный сигнал светофора, и водитель, заблаговременно это видя, плавно нажимает на педаль тормоза, останавливая машина. Даже при всей лёгкости процесса тут нельзя «пижонить» и нажимать на педаль прямо перед пешеходом или стоп-линией. Кроме того, на педаль нажимают всей серединой стопы, а не пяткой или пальцами. В экстренной ситуации привычка нажимать пальцами играет злую шутку, и нога просто соскакивает с педали.
С экстренным торможением всё обстоит сложнее и опаснее. Здесь водитель не готовится к торможению, опасность всегда появляется неожиданно, что провоцирует рефлекторное нажатие тормоза до упора. Происходит моментальная блокировка колёс, которая приводит к увеличению тормозного пути или заносу. В таких ситуациях обязательно важно знать основы безопасного торможения и по возможности заранее отработать их на практике, на полигоне или автодроме.
Главное правило торможения в экстренной ситуации это ступенчатое нажатие на педаль тормоза (плавно и без рывков). Каждый раз глубина нажатия увеличивается, но запрещается выжимать тормоз в пол и блокировать колёса. Такой метод торможения снижает расстояние тормозного пути, исключает занос и блокировку колёс. К нему важно быть подготовленным практикой. Особенно ступенчатое торможение помогает при плохом сцеплении с дорогой (лёд или мокрое покрытие). Незначительные поправки при торможении делают опытные водители, способные за доли секунды проанализировать дополнительные условия:
• состояние дороги;
• скорость движения;
• вспомнить о состоянии покрышек;
• наличие ABS, времени и качестве срабатывания тормозов.
Время срабатывания исправной тормозной системы есть в характеристиках к любому автомобилю. Для этого производители проводят не один тест-драйв. В итоге именно эту характеристику используют для определения действий водителя в ДТП.
Во время полного нажатия на педаль газа, тормозные колодки выдвигаются полностью в сторону дисков или барабанов, блокируя их работу. Колёса стопорятся, но машина продолжает двигаться по инерции ещё какое-то время. Резина стирается во время движения, а под её основанием образуются резиновые ролики, которые и увеличивают тормозной путь в два и более раза. Именно поэтому блокировка колёс крайне неэффективный метод для того, чтобы избежать аварийной ситуации.
Идеальный вариант торможения достигается в том случае, если в момент блокировки колёс отпустить педаль тормоза, дать колёсам провернуться и повторять эту процедуру до полной остановки машины. Подобный способ крайне эффективен и позволяет даже на большой скорости остановиться машине с малым тормозным путём. Блокировка опасна ещё и тем, что колёса задней и передней оси останавливаются в разное время. То есть, во время блокировки по инерции именно передняя часть принимает на себя всё нагрузку, машина наклоняется и задняя ось, теряя сцепление с дорогой, останавливается быстрее, в то время как передние колёса ещё находятся в движении.
Состояние протекторов резины имеют значение в торможении. Это касается каждого участка шины отдельно, а не общего вида. К примеру, резина выглядит идеально, но боковые грани стёрты сильнее, чем центральная часть. Такой параметр во время резкого торможения приводит к заносу, которого можно избежать, плавно поворачивая руль в противоположную сторону. Подобным манёврам должны учить ещё в автошколе, а уже с опытом приём закрепляется до автоматизма, но, увы, обладают им только настоящие профессионалы.
Новичкам и любителям вождения легче применять не ступенчатое, а прерывистое торможение. Его смысл заключается в нажатии на педаль тормоза с одинаковой частотой, до полной остановки транспорта, но главное правило остаётся тоже: блокировка колёс запрещена.
Важно научиться тормозить не только правильно, но ещё и своевременно. Например, новички часто начинают подтормаживать на повороте, когда понимают, что машину сносит на встречную полосу или в сторону обочины. Такое торможение безопасно в летний период, а вот на мокрой дороге или зимой практически всегда остановка в повороте приводит к заносу. Именно поэтому лучше вырабатывать навык заблаговременного торможения, а в самом повороте держать постоянную скорость или даже немного добавлять газ на авто с передним приводом.
Если при лёгком нажатии тормоза появляется свист со стороны колёсной базы, следует об этом задуматься, узнать причину и устранить её. Выделяют следующие причины:
• сильный износ тормозных колодок;
• между диском и колодками попал посторонний предмет (камень, пыль, грязь);
• на поверхность диска или барабана попала влага;
• несовместимость материалов фрикционной накладки и диска (барабана).
В случае попадания влаги достаточно будет несколько раз нажать на педаль тормоза и сделать своеобразную просушку диска и колодок. Если попал камень, здесь придётся снимать колесо и доставать его вручную, хотя по мере движения он может вылететь и сам. В остальных случаях помогает только замена колодок, причём фирменного типа, чтобы материалы диска и фрикционной накладки были точно совместимы.
Приобрести опыт в торможении несложно и лучше потратить несколько дней на оттачивание приёмом правильной остановки. В итоге именно от этого зависит целостность транспорта, здоровье или даже жизнь.
К списку статейОставить заявку
Есть рассрочка | Скидки студентам | Бесплатный пробный урок
Обратный звонок
Договор онлайн