Автоматическая трансмиссия значительно упрощает эксплуатацию автомобиля. Водителю не приходится часто выжимать сцепление и переключать коробку в «нейтраль». Однако есть у «автомата» особенности, которые при неправильном пользовании коробкой могут обернуться серьезными поломками. Какие же действия водителей чаще всего вредят дорогой трансмиссии?

Переключаться в «нейтраль»

Переключение передач в гидромеханической автоматической коробке обеспечивается за счет работы сложной системы механических узлов, в том числе гидроблока с клапанами, отвечающими за циркуляцию масла, а также фрикционных механизмов. При переводе селектора в режим D коробка переводит всю систему планетарных рядов и фрикционов в рабочее состояние, а насос поднимает давление масла, необходимое для работы гидротрансформатора и гидроблока.

Некоторые водители, привыкшие ездить на автомобилях с механическими коробками, где в обязательном порядке необходимо на остановках переключаться в «нейтраль», проделывают такой же прием и с «автоматом» в надежде уберечь его от износа и продлить ресурс. Однако это вредит гидромеханической трансмиссии.

Если часто переводить коробку из D в P или даже в нейтраль N, то коробка будет подвергаться риску повышенного износа. При смене режимов работы в трансмиссии срабатывают клапана и фрикционы, которые переводят сложные механизмы переключения планетарных рядов, что приводит только к дополнительной нагрузке на все узлы. Кроме того, масляный насос переходит на работу в щадящем режиме, что сказывается на циркуляции масла в перегретой коробке.

Поэтому «автомат» необходимо ставить на паркинг P только перед выключением мотора. А вот режим N применяется в «автомате» исключительно для буксировки машины на прицепе на малые расстояния и на небольших скоростях.

На остановках достаточно удерживать автомобиль на месте с помощью педали тормоза, не переключая коробку из режима D в N.

Парковаться без «ручника»

При постановке машины с «автоматом» на паркинг многие водители забывают затянуть ручной тормоз. Некоторые по старинке боятся растянуть тросик или пытаются избежать примерзания задних колодок к барабанам или тормозным дискам. Однако перевести коробку в режим P еще не означает, что автомобиль надежно зафиксирован на месте.

Дело в том, что при переводе рукоятки АКПП в режим P на валу защелкивается маленький штифт, который препятствует проворачиванию вала и тем самым стопорит трансмиссию. Однако этот штифт слишком мал, чтобы выдерживать большие нагрузки, соответствующие полной массе транспортного средства.

Если автомобиль стоит под уклон, то нагрузка на штифт возрастает, и он может поломаться вследствие усталостных разрушений. Частички металлических зубьев и стружка тогда попадают в масло и могут засорить маслопроводы гидроблока и привести к нарушениям работы коробки.

При этом чрезвычайно опасно при постановке машины на паркинг под уклон резко бросать педаль тормоза. Тогда машина начинает откатываться и вал трансмиссии бьется зубьями в блокирующий штифт. Риск отломать зубья резко возрастает, в особенности когда автомобиль уже служит владельцам более 10 лет.

Чтобы избежать чрезмерных нагрузок на штифт лучше всего при постановке машины на паркинг дополнительно затягивать ручной тормоз, который будет забирать часть нагрузки на себя. Причем делать это надо при выжатой педали тормоза. Тогда «ручник» перехватит на себя нагрузку и не даст машине скатываться.

Пробуксовать поутру

Самое опасное для «автомата», когда водитель на непрогретом автомобиле начинает буксовать. Такое бывает, если машина оставлена на ночь на открытом мокром грунте и поутру ее колеса увязают на несколько сантиметров в грязи.

Непрогретая коробка испытывает дефицит масла, из-за чего механика трансмиссии при буксовании начинает работать на износ. Кроме того, холодное масло становится вязким и увеличивает давление на фрикционы и клапаны гидроблока.

В общем, «автоматы» не любят пробуксовок и лучше попросить прохожих подтолкнуть машину, чем давать лишнюю нагрузку на трансмиссию.