Нехватка энергии для пуска двигателя — еще не повод приговаривать батарею и покупать новую. Кажущийся «мертвым» аккумулятор зачастую можно реанимировать своими силами. Во время движения за обеспечение автомобиля энергией отвечает генератор, а после остановки и выключения двигателя — аккумулятор. Последний умеет накапливать и хранить ее, но не способен самостоятельно вырабатывать.
Поэтому длительное использование батареи без подзарядки или редкие поездки на машине способны снизить заряд до критических значений, при которых не получится запустить двигатель.
Усугубить ситуацию может возраст АКБ, исправно служащей лишь первые 3−5 лет после замены, и низкие температуры за окном, при которых электролит внутри может замерзнуть. Однако все эти проблемы не так страшны для водителя, который знает, как зарядить АКБ автомобиля.
К этому типу относятся батареи, к содержимому которых у автовладельца нет доступа. Собственно, поэтому они так и называются. Ведь с таким аккумулятором ничего нельзя сделать в плане ухода и обслуживания, кроме как поставить на зарядку. У необслуживаемой АКБ крышка герметично закрыта и в ней отсутствуют какие-либо отверстия.
Но может присутствовать индикатор заряда, по которому легко определить в каком состоянии находится АКБ — в рабочем или села. На сегодняшний день среди продаваемых новых аккумуляторов большинство — необслуживаемые. Считается, что они надежнее и могут прослужить дольше — по меньшей мере 7 лет.
У этого типа аккумуляторов есть прямой доступ к банкам, позволяющий контролировать уровень, плотность и оттенок залитого в них электролита. Благодаря этому опытные автомобилисты могут грамотно проводить обслуживание и ремонт АКБ.
На время зарядки этого типа батарей пробки в крышке следует выкручивать. Ведь электролит внутри АКБ закипает, из-за чего в ней скапливаются газы. А через отверстия в крышке они будут выходить в виде пара.
Помимо тусклого света фар и «тлеющей» подсветки приборов, а также вялого вращения стартера, не способного запустить двигатель, есть несколько способов понять, что аккумулятор разряжен. Самый простой — индикатор на крышке батареи, если он предусмотрен. Зеленый цвет означает — аккумулятор в порядке. Красный, белый или черный (в зависимости от производителя) — требует зарядки.
У обслуживаемых бывают дополнительные значения индикатора, говорящие о необходимости, например, долить дистиллированную воду. А у необслуживаемых встречается индикатор «смерти», когда АКБ нужно менять.
Точнее и объективнее оценить состояние АКБ можно, измерив вольтметром напряжение на его клеммах. Это можно сделать не отключая батарею от машины. И лучше не раньше, чем через несколько часов (в идеале — больше 10 ч.) после выключения двигателя, чтобы избежать завышенных показаний. Напряжение разомкнутой цепи у заряженного аккумулятора должно составлять 12,6 — 12,7 В.
У батарей с пробками с помощью ареометра (денсиметра) также можно проверить плотность электролита в каждой «банке». В полностью заряженном АКБ она должна быть 1,27 г/см³ (в жарких странах — 1,25 г/см³, на Крайнем Севере — 1,29−1,30 г/см³).
Кроме того, состояние аккумулятора можно проверить с помощью нагрузочной вилки. Имитируя запуск стартера двигателя, этот прибор позволяет оценить не только уровень заряда, но и работоспособность аккумулятора. Нагрузочная вилка при измерении дает нагрузку вдвое больше емкости батареи.
При показаниях 12,7 В и выше — батарея заряжена, при 12,6 В — заряд нормальный, при 12,5 В — он достаточный, а менее 12,5 В — АКБ требует зарядки. Если при подключении нагрузки напряжение падает ниже 9 В, то аккумулятор пора менять. Для точности показаний прибора следует использовать подходящую вилку. Она бывает для кислотных или щелочных аккумуляторов.
Глобально способов зарядки аккумулятора два: от генератора автомобиля во время поездки и с помощью специального зарядного устройства. Первый предпочтительнее. Он самый полезный и правильный для батареи. Генератор автоматически заряжает аккумулятор в режиме постоянного напряжения.
В отличие от внешнего зарядного устройства, которое выдает определенный ток по установленному алгоритму, от генератора АКБ забирает только тот ток, который нужен в зависимости от состояния на данный момент. То есть ток заряда снижается по мере приближения значения напряжения на клеммах к выдаваемому генератором. Поэтому если на машине регулярно ездить, то зарядка батарее не потребуется.
Стационарное же зарядное устройство, по сути, нужно для восстановления севшего аккумулятора до определенных значений. Чтобы избежать перезаряда и расхода воды из электролита («выкипания»), девайс прерывает свою работу на 14,4 В и переходит в режим подзаряда минимальным током при хранении. То есть заряжает не полностью.
Остальное — зарядку до 100% — генератор завершит во время поездок. Поэтому на частый вопрос «как правильно зарядить АКБ на машине?» отвечаем — на ней нужно периодически ездить. Причем просто завести мотор и дать ему «помолотить» на месте — пустая трата времени. Зарядить батарею на холостых оборотах не получится. Генератор должен подавать на клеммы постоянный ток в районе 14 В. А значит, придется покататься хотя бы часок, а лучше полтора-два.
Наиболее распространены два способа зарядки аккумуляторной батареи: постоянным током и постоянным напряжением. Первый наиболее эффективен, но за таким процессом нужно следить из-за риска повышения температуры и скопления большого количества газов. Второй менее вреден для АКБ, но он не позволяет восполнить заряд на 100%. Для достижения наилучшего результата эти способы могут комбинироваться с помощью автоматического зарядного устройства.
Для эффективной подзарядки постоянным током следует подключить АКБ к ЗУ, которое будет выдавать силу тока не более 10% от номинальной емкости батареи. То есть для аккумулятора емкостью 60 А·ч потребуется сила тока 6 А, а для АКБ на 72 А·ч — 7,2 А. Дабы исключить риск закипания батареи при зарядке постоянным током, его значение поэтапно снижают.
Такой метод более быстрый: на зарядку аккумулятора постоянным током уходит около 10 часов. Однако, в этом случае батарея быстрее изнашивается. Так что злоупотреблять зарядкой постоянным током не стоит. А в случае если температура батареи превысила 40° С, то процесс следует прервать, чтобы дать ей остыть перед тем, как продолжить процедуру.
Этот способ проще и безопаснее для аккумуляторной батареи. Поэтому при его использовании она прослужит дольше. Однако в этом случае не получится восполнить емкость на 100%. Обычно АКБ заряжается где-то на 80−85%. Для подзарядки постоянным напряжением нужно установить его значение в пределах 14,4−14,5 В и терпеливо ждать.
В отличие от зарядки постоянным током здесь потребуется около суток или даже больше. К минусам такого способа относят сильный прогрев устройства из-за максимальной силы тока на начальном этапе. В процессе зарядки АКБ ток снижается до нуля. Кстати, если заряжать батарею постоянным напряжением 15 В, то она зарядится на 90%.
Необходимое для восполнения энергии аккумуляторной батареи время зависит от ряда факторов. На него влияет емкость и состояние АКБ, температура и то, насколько аккумулятор разряжен. Также немаловажны характеристики зарядного устройства (ЗУ).
Для вычисления времени зарядки АКБ используется формула Т=C/I+10%, где Т — это время зарядки, С — емкость батареи, I — мощность ЗУ и 10% — потеря энергии в виде тепла. Впрочем, дабы не считать это вручную, можно воспользоваться одним из онлайн калькуляторов времени заряда аккумулятора, коих полно в интернете. Чтобы узнать необходимое время следует лишь внести номинальную емкость АКБ и силу тока зарядного устройства.
Поскольку у необслуживаемой батареи невозможно проконтролировать уровень электролита, при восполнении энергии такие аккумуляторы нельзя перезаряжать. Ведь при этом происходит повышенное газовыделение, сбрасывание электролита через предохранительный клапан и как следствие — снижение уровня жидкости в банках. А когда обнажаются пластины, падает и емкость АКБ. Чтобы такого не происходило, требуется максимально точно рассчитывать время заряда необслуживаемой батареи.
При всей простоте процесса зарядка АКБ требует к себе серьезного и ответственного отношения. Ведь внутри батареи находится раствор серной кислоты, опасной для человека, да и во время зарядки из электролита выделяются газы. Среди них взрывоопасный водород. Так что соблюдение техники безопасности при этом крайне важно.
Бывает, что суток или даже нескольких часов для зарядки аккумулятора описанными выше способами попросту нет, а запустить мотор автомобиля нужно срочно. Например, когда с наступлением холодов батарея вдруг «умерла». Тогда можно воспользоваться ускоренным способом — так называемым «прикуриванием». Это получение необходимой для старта двигателя энергии от АКБ другого автомобиля.
Этот «аварийный» способ хорош тем, что он быстр и, как правило, эффективен. Однако злоупотреблять им не стоит. Ведь бортовая электроника современных автомобилей достаточно сложна и чувствительна к скачкам напряжения. Неправильное «прикуривание» с перепадами тока в электрической цепи может вызвать как ошибки в памяти контроллеров, так сбои или даже выход из строя отдельных блоков.
Для того чтобы «прикурить» автомобиль с разряженной батареей, необходимы: машина-донор с исправным заряженным аккумулятором и правильные пусковые провода. Порядок подключения последних к машине-донору и авто с севшим АКБ можно найти в инструкции по эксплуатации авто. Следуя этим указаниям, даже новичок справится с «прикуриванием» машины. Но сперва потребуется расположить оба авто так, чтобы расстояние между их АКБ было минимальным и клеммы пусковых проводов дотягивались от одной батареи до другой.
Для соединения плюсовых клемм аккумуляторов автомобиля-донора и машины со старой батареей, как правило, используют красный провод. А для «минуса» и «массы» — черный.
Отключение проводов после успешного запуска двигателя производится в обратном порядке.
Чтобы завести двигатель авто, вместо другой машины можно также использовать «бустер». Это, по сути, карманная батарея небольшой емкости. Проще говоря, автомобильный пауэрбанк. Он не зарядит севшую АКБ, но вполне способен на протяжении короткого времени выдавать электрический ток, которого хватит для запуска ДВС. А после этого генератор уже сам подзарядит батарею в ходе поездки.
Использование бустера в качестве донора для авто с севшим аккумулятором в целом похоже на процедуру «прикуривания». Сначала в соответствии с прилагающейся к нему инструкцией, соблюдая полярность, подключите провода с клеммами, идущими от девайса, к «плюсу» и затем к «массе» автомобиля. Затем включите бустер и дождитесь, когда лампочка на его корпусе загорится зеленым. Это значит — устройство готово к работе. Можно запускать двигатель.
К списку статейОставить заявку
Есть рассрочка | Скидки студентам | Бесплатный пробный урок
Обратный звонок
Договор онлайн