На самом деле многое зависит от региона, в котором «проживает» машина, а также от частоты ее использования, хотя начало зимы, как бы то ни было — это отличный повод еще раз проверить общее состояние авто.
Наиболее важным элементом, без которого выезд на дороги общего пользования в зимнее время запрещен, остаются зимние шины. Если резина на авто новая, то есть наступающая зима для этого комплекта покрышек только первая или вторая, за ее сцепные свойства на заснеженных дорогах можно не волноваться: они еще попросту не успели преодолеть большую дистанцию, существенно уменьшив глубину протектора или потеряв шипы, коли речь про шипованные шины. Только не забывайте поддерживать рекомендуемое производителем давление в шинах!
Если текущий комплект зимней резины у вас уже давно, лучше на всякий случай проверить глубину протектора — такие шины, как правило, более мягкие, чем летние, так что при активной езде стираются быстрее. Допустимым минимумом является глубина протектора на уровне 4 мм, но до такого состояния зимние шины лучше все-таки не доводить: если перед сезонной заменой резины остается 5−6 мм, то стоит задуматься о покупке нового комплекта. А уж коли раскошелились на новые шины для авто, то не поленитесь провести процедуру их обкатки — особенно важно это для сохранности шипованных покрышек.
Еще один важный пункт, который стоит упомянуть в рамках подготовки автомобиля к зиме — это аккумулятор. За его состоянием желательно следить круглый год, однако если очередным морозным утром вы заметили, что стартер вяло начинает крутить двигатель, то это верный признак того, что АКБ хуже держит заряд. На многих автомобилях проверить, как чувствует себя аккумулятор, можно прямо в меню бортового компьютера.
Если на экране высвечивается показатель в диапазоне 12,5−12,8 В, то с аккумулятором все в порядке. Если чуть меньше, но не менее 12 В, то в сильный мороз появляется риск не завести автомобиль, пусть и совсем небольшой. Ну, а когда напряжение падает ниже отметки 11,6 В, то пора бить тревогу — каждый холодный запуск двигателя авто превратится в лотерею.
Впрочем, есть еще ряд способов проверить состояние аккумулятора. Можно оценить уровень заряда по индикатору плотности и уровня электролита, который имеется на крышках многих (но, увы, далеко не на всех моделях) батарей. На него укажет цвет индикатора: зеленый означает, что аккумулятор полностью заряжен, белый и серый предвещают его скорую кончину, ну, а черный индикатор недвусмысленно намекнет, что батарея мертва и двигатель завести не получится.
Еще уровень заряда можно проверить при помощи мультиметра: черный и красный щупы прибора в режиме измерения напряжения (диапазон 20 В) надо приложить к минусовой и плюсовой клеммам аккумулятора — при выключенном двигателе и полностью заряженной батарее напряжение на дисплее мультиметра должно быть выше 12,6 В.
Кроме того, уровень заряда можно проверить при помощи нагрузочной вилки, имитируя работу стартера, но такие тесты необходимо проводить, предварительно выждав порядка пяти часов после завершения работы двигателя авто и желательно при температуре аккумулятора в диапазоне от 20 до 25 градусов, чтобы не разрядить его — в общем, зимой для этой процедуры придется искать теплый гараж.
А нужно ли специально к зиме менять масло в двигателе автомобиля? Само по себе изменение погодных условий не является веским поводом для обновления масла, однако в регионах с резко континентальным климатом, где после жаркого лета с температурами под сорок градусов тепла наступает зима с лютыми морозами до −50 градусов по Цельсию, действительно не будет лишним перед холодами переходить на менее вязкие сорта. Такие масла облегчают пуск двигателя на морозе и часто они стоят дешевле более универсальных моделей, но, скажем, в европейской части России с местными относительно мягкими зимами заливать их перед зимой совсем не обязательно.
Но если случилось так, что вы уже больше года не меняли масло в авто, либо успели проехать более 10−15 тысяч километров после последнего ТО (обычно такой пробег между рекомендуемыми визитами в сервис автопроизводители устанавливают как предельный), значит, время пришло.
Кроме того, некоторые современные автомобили даже могут самостоятельно сообщить водителю о том, что масло пора менять — к примеру, на экране бортового компьютера или медиасистемы.
Если вы недавно уже меняли масло в двигателе, но перед началом календарной зимы хотели бы еще раз проверить степени готовности автомобиля к эксплуатации в мороз, запишитесь на диагностику мотора. Даже если двигатель работает ровно, не требует доливать масло и не удивляет повышенным расходом топлива, предварительная диагностика снизит вероятность возникновения неприятных сюрпризов.
К примеру, диагностика поможет определить неисправность термостата, который по-прежнему не дает двигателю перегреться в жару, но уже не способен поддерживать рабочую температуру на морозе из-за заклинившей в открытом положении заслонки. Бортовой компьютер может даже не предупредить водителя о проблеме с термостатом, в то время как диагностика позволит вовремя обнаружить неисправность и устранить ее, пока она не привела к более серьезным поломкам. И это — лишь один из примеров того, как диагностика может продлить срок службы двигателя, так что рекомендуем вам записаться заранее, чтобы не пришлось потом ездить по сервисам.
Также перед началом зимы стоит проверить состояние вспомогательных узлов и агрегатов под капотом авто. При низких температурах меняют свои свойства многочисленные резиновые прокладки, хомуты, шланги, патрубки и ремни — они теряют эластичность, изнашиваются и нарушают работу двигателя, коробки передач, генератора, кондиционера, электроники и других систем.
Откладывать поиск и решение таких малозначительных, казалось бы, проблем тоже не стоит, так как они могут усугубить уже имеющиеся неисправности и создать новые. Поэтому, даже если машина еще относительно новая, старайтесь одновременно с регулярной проверкой уровня масла или доливкой жидкости для очистки стекол проверять прокладки, ремни и патрубки, хотя бы визуально оценивая их состояние — нет ли где характерных потеков, следов контакта с соседними узлами или мест разрыва.
Остальные технические жидкости тоже не мешает проверить, особенно если вы недавно купили подержанную машину с не самой прозрачной историей обслуживания. Рабочая жидкость автоматической коробки передач, трансмиссионные масла в узлах полноприводных машин, жидкость для классического гидроусилителя руля, даже антифриз (который, несмотря на свое название, при добавлении дистиллированной воды в радиатор тоже может замерзнуть) — все это лучше проверить перед зимой и при необходимости заменить. Ну и про стеклоомыватель не забывайте, конечно — купите заранее пару бутылок, чтобы точно не остаться без «незамерзайки» где-нибудь вдали от заправок и больших магазинов.
Еще перед началом зимы рекомендуется поменять щетки стеклоочистителей, если они хуже справляются с дождем и не способствуют улучшению видимости в плохую погоду (спойлер — со снегом и замерзающей на стекле зимней кашей они будут справляться еще хуже), а также проверить лобовое стекло на наличие сколов.
Если летом на трассе в него прилетел камешек, который оставил скол, то ближе к зиме лучше не затягивать с ремонтом. Для этого не придется ездить в дорогие студии детейлинга — в последнее время даже в самых обычных «гаражных» сервисах часто есть все необходимое оборудование и квалифицированные для такой работы специалисты.
Оперативно заделывать сколы рекомендуется не только в эстетических целях — при резких перепадах температур стекло в большей степени подвержено появлению трещин, которым дополнительно помогает вода, попадающая внутрь
Даже если трещина начала расползаться сразу после попадания очередного камня из-под колес встречной машины, то шанс спасти стекло все еще есть, если отключить его подогрев и по возможности не пользоваться дворниками — ищите в интернете ближайший сервис, по дороге узнайте, занимаются ли они ремонтом стекол.
Если да, то трещину удастся остановить, аккуратно просверлив небольшие неглубокие отверстия по ее краям и заполнив их специальным полимером — так она не сможет расползтись на всю площадь лобового стекла. К слову, в автомагазинах можно найти наборы для самостоятельного ремонта стекол, но если есть возможность оперативно обратиться к специалисту, то лучше не экспериментировать.
От экспериментов с тормозами тоже рекомендуем воздержаться — как и все остальные технические жидкости, тормозная жидкость требует внимания и регулярной замены. Обычно производители советуют менять ее раз в 30 тысяч километров пробега, то есть на каждой второй или третьей регулярной процедуре техобслуживания автомобиля.
Дело в том, что тормозная жидкость имеет свойство впитывать в себя воду и делает она это достаточно быстро. Характерные признаки на морозе не спутать ни с чем: вода, скопившаяся внутри тормозной системы, замерзает, педаль «дубеет», а срабатывание суппорта происходит медленно и совсем не так продуктивно, как летом.
И новая зимняя резина, увы, уже не поможет — проверяйте тормозную жидкость перед каждой зимой! Да и на сами тормозные диски с колодками старайтесь время от времени поглядывать, даже если машина новая.
Еще одна типично зимняя проблема — замерзание замков и уплотнителей автомобиля. Чаще всего она проявляется после того как машина выезжает с мойки, когда влага попадает в личинки замков и на дверные петли, сковывая их на морозе в ледяные тиски. Отчасти проблему можно решить при помощи сушки, но она спасает далеко не всегда — в скрытых полостях авто вода все равно, скорее всего, останется и замерзнет.
В экстренных случаях могут помочь экзотические приборы вроде брелока-размораживателя замков с нагревателем, либо более привычные жидкие размораживатели. Но лучше всего залить специальную смазку в замок авто сразу после сушки на мойке, которая не даст остаткам воды замерзнуть. Собственно, и для дверных петель, чтобы они не скрипели, и для уплотнителей, чтобы резина не растягивалась и не теряла форму на морозе, соответствующие составы также можно поискать в автомагазинах.
Также перед зимой, разумеется, необходимо убедиться в корректной работе многочисленных систем обогрева автомобиля. Печка, подогрев сидений и руля, электрообогрев лобового стекла, автономные подогреватели — все эти системы часто не используют на протяжении нескольких месяцев, но ближе к зиме их тоже стоит проверить. Если вдруг что-то не работает, то у вас хотя бы будет время разобраться с проблемой перед наступлением сильных морозов.
В регионах с суровыми зимами спросом среди автолюбителей пользуется теплоизоляция салона и моторного отсека. Машина тоже любит тепло! Чаще всего для теплоизоляции применяют вспененный полиэтилен с отражающим слоем — не пропускающий тепло материал с закрытой мелкопористой структурой, который используют в том числе в строительстве при утеплении помещений. Для удобства установки на него наносят специальный клейкий слой, причем в зависимости от области монтажа применяются варианты разной толщины.
В салоне авто теплоизолирующим материалом можно обить пол, потолок и двери — его можно внедрить как в скрытые полости, так и поверх панелей интерьера. Что до моторного отсека, то там им можно закрыть внутреннюю поверхность капота и решетку радиатора (хотя полностью ее изолировать все же не рекомендуется, дабы избежать перегрева двигателя), тогда автомобиль не будет «выдувать», а если снег на капоте не будет таять, то и наледей тоже не будет.
К тому же двигатель будет быстрее прогреваться, а остывать, наоборот, дольше. Правда, ближе к весне теплоизоляцию под капотом нужно не забыть снять — с первыми оттепелями появляется риск ненароком перегреть мотор.
Помимо замков и уплотнителей, которые на морозе начинают замерзать и дубеть, кузовным панелям автомобиля зимой тоже приходится нелегко. Причем дело не столько в низких температурах, сколько во вредных для кузова авто противогололедных реагентах, соли и песке, которыми коммунальные службы так любят посыпать дороги зимой. Точно так же, как от грязного снега с реагентами портится кожаная или замшевая обувь, машина страдает от пескоструя и регулярного контакта с агрессивными химическими составами.
Вдали от крупных населенных пунктов дороги могут вообще никак не обрабатывать — как результат, даже зимой в таких районах машины долго остаются чистыми. А вот в больших городах каждый снегопад сопровождается разбрасыванием характерного порошка по дворам, улицам и широким проспектам, который не дает лужам замерзнуть и разжижает снег, превращая его в кашу.
Именно эта жидкая каша способствует образованию ржавчины на кузове в сколах, царапинах и местах, подверженных пескострую, а также в скрытых полостях. Совет прост — не пожалейте денег на антикоррозийную обработку при покупке нового автомобиля и не затягивайте с ремонтом свежих царапин и сколов на металлических панелях кузова, чтобы не пришлось потом ездить на ржавой машине. Берегите свой автомобиль!
При сезонной смене летних шин на зимние стоит проверять состояние подвески. Диагностика ходовой включает осмотр пружин подвески, амортизаторов, а также деталей рулевого механизма, которые зимой тоже подвергаются повышенным нагрузкам. И речь не только о работе при низких температурах — снег и слякоть, попадая в элементы ходовой, тоже способствуют их ускоренному износу.
Дорожное покрытие зимой лучше не становится, так что подвеске приходится отрабатывать больше неровностей и ударов. Поэтому в ходе подготовки машины к зиме в виде сезонной замены шин или очередного визита на ТО не стесняйтесь попросить специалистов проверить состояние ходовой части авто — они помогут определить, насколько необходимы замена амортизаторов или обслуживание подвески. И ни в коем случае не игнорируйте их предложения отремонтировать или заменить ее элементы! Все-таки на непредсказуемой зимней дороге управляемость автомобиля и адекватная работа подвески дорогого стоят. Как, впрочем, и сама машина.
Как известно, зимой длительность светового дня становится заметно короче, поэтому фарами ближнего и дальнего света приходится пользоваться значительно чаще, чем летом. За состоянием оптики в нашей стране следят не так строго, однако регулировать фары авто стоит каждый раз, когда в одной из них меняется лампа, либо когда меняется весь блок — тем более если поводом для проведения этой операции послужило ДТП. Ведь даже незначительный перекос фары способен существенно поменять направление светового пучка.
Проверить, нуждаются ли фары в регулировке, можно самостоятельно. Для этого нужно найти абсолютно ровную площадку с расположенной рядом вертикальной поверхностью и подъехать к ней вплотную. Затем нужно отметить на стене три основные точки: одну по центру автомобиля, еще две — ровно напротив каждой из фар. Через каждую отметку нужно провести вертикальную линию, а между двумя крайними — горизонтальную, затем под ней проводим еще одну на 5 см ниже (при условии, что указанная под капотом на корпусе фары величина отклонения пучка относительно дорожного полотна составляет 1%).
Отъезжаем ровно на пять метров — если светотеневая граница пучка проходит по этой нижней линии (то есть на 5 см ниже, как раз укладываясь в тот самый заводской процент отклонения пучка), то с фарами все в порядке. Если при нулевом положении корректора фар они светят выше или ниже, то стоит самостоятельно воспользоваться настроечным винтом и правильно выставить положение ламп, либо обратиться в сервис.
Что брать с собой в машину зимой? Мы уже говорили про имеющую свойство заканчиваться невовремя незамерзающую стеклоомывающую жидкость, которая в зимний период всегда должна быть под рукой, но вместе с ней пальму первенства по популярности и частоте использования среди водителей занимают щетки и скребки.
Часто их можно купить в виде единой так называемой щетки-скребка, которая помогает очищать кузов автомобиля от нападавшего во время стоянки снега и в то же время может соскрести лед с лобового стекла — так они занимают меньше места в багажнике, да и пользоваться этим универсальным инструментом не в пример проще, чем двумя отдельными предметами.
После особенно сильных снегопадов часто требуется лопата, если автомобиль не может самостоятельно выбраться из плена новообразованного сугроба, а также буксировочный трос — он в дальней дороге может пригодиться для спасения не только вашего автомобиля, но и других, так что стоит на всякий случай иметь его с собой всегда, а не только зимой.
Кстати, это же касается и проводов для прикуривания — вероятность того, что они понадобятся именно зимой, немного выше, но лучше возить их в автомобиле круглый год. Не лишним будет иметь при себе размораживатели стекол и замков, а также цепи на колеса. В регионах с особенно холодными зимами к этому списку также можно добавить утеплители для двигателя, известные в том числе как автоодеяла, однако в европейской части России острой необходимости в них, скорее, нет.
К списку статейОставить заявку
Есть рассрочка | Скидки студентам | Бесплатный пробный урок
Обратный звонок
Договор онлайн