В нашей стране насчитывается более 11 тысяч железнодорожных переездов. Суммарное время, которое водители тратят на них, подсчитать просто невозможно. В век скоростей это непозволительно долго. Однако причины длительного ожидания объективны: довольно высокая интенсивность движения не только по автомобильной, но и по железной дороге, а также автоматика, которая с запасом рассчитывает время закрытия переезда (шлагбаума) с учетом максимально допустимой скорости движения на участке пути, вида железнодорожного сообщения, максимального тормозного пути для самого тяжелого состава, движущегося на высокой скорости и ряда других параметров.


Несмотря на принимаемые меры, в прошлом году произошло 105 столкновений автомобилей с поездами. В них погиб 61 человек и 121 получил ранения. Можно было бы обвинить во всех бедах железнодорожников, которым не хватает денег оборудовать все переезды шлагбаумами и сигнализацией, но основная масса — практически 80% — инцидентов происходят на регулируемых переездах, то есть там, где, как минимум, есть светофор. Значит, немалая доля вины лежит и на самих водителях, которые нарушают правила проезда железнодорожного переезда. Количество ежегодно выявляемых нарушений правил проезда переездов, не приведших, к счастью, к ДТП, и вовсе зашкаливает за 40 тысяч.

Лишение прав грозит проигнорировавшим запрет выезжать на переезд
Напомним, нарушителей правил проезда железнодорожного переезда наказывают по статье 12.10 КоАП РФ. По части 1 штрафуют за «пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, остановка или стоянка на железнодорожном переезде либо проезд через нерегулируемый железнодорожный переезд, если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина)». Штраф за это нарушение ПДД — 5000 рублей.

При худшем исходе за такое нарушение ПДД можно лишиться прав на 3−6 месяцев. В применении этой статьи есть ряд нюансов. Поскольку ответственность нешуточная, лучше в них разобраться. На попытках некоторых водителей перебраться через пути вне переезда останавливаться не будем ввиду очевидности создаваемой опасности (хотя подобные инциденты случаются с пугающей частотой). А вот по части иных запретов, действующих на железнодорожных переездах, возникают разногласия с сотрудниками ГИБДД.

Когда водителю нельзя выезжать на железнодорожный переезд:

Закрытый или начавший закрываться шлагбаум,
Красный сигнал светофора,
Запрещающий жест дежурного в виде поднятой вверх руки с жезлом или разведенными в стороны руками.

Но сотрудники ДПС иногда подлавливают после переезда тех водителей, кто оказался на рельсах в момент включения запрещающего сигнала светофора и звонка. Пытаясь обвинить по первой части статьи 12.10, они не правы, поскольку нарушенный запрет должен действовать в момент выезда на ж/д переезд, а не возникнуть в процессе его преодоления. Поэтому максимум, что могут вменить водителю, это нарушение запрета выезжать на ж/д переезд, «если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде» (пункт 15.2 ПДД), и то при условии, что такой затор был.

При этом не стоит путать «технологическую» остановку из-за затора с остановкой, регламентируемой Правилами дорожного движения. Определение последней дано в пункте 1.2: «остановка — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства». Остановка должна быть преднамеренной, то есть связанной с намерениями водителя. В случае же затора прекращение движения обусловлено объективными причинами (хотя они и могли быть спрогнозированы водителем). Если это произошло, то водителя накажут не по первой, а по второй части статьи 12.10 за нарушение иных правил проезда ж/д переездов. В этом случае предусмотрен штраф в размере 5000 рублей. За такое нарушение правил проезда ж/д переездов лишение прав не предусмотрено.

Остановка на ж/д переезде: какой штраф для водителя?
Что касается запрещенной остановки и стоянки на железнодорожном переезде, которая также подпадает под действие части 1 статьи 12.10, то здесь принципиально важным является понимание границ переезда. Они образуются зоной между шлагбаумами, а если их нет — 10-метровым расстоянием от ближнего к водителю рельса. Если водитель припаркует или целенаправленно остановит автомобиль в этой зоне, например, чтобы высадить пассажира, сотрудники ГИБДД выпишут ему штраф.

Наконец, стоит принять во внимание, что даже сбой переездной автоматики не снимает с водителя ответственности за ДТП с поездом. Допустим, шлагбаум или светофор не сработали, а дежурный не успел сориентироваться и перекрыть движение. Водитель все равно должен оценить безопасность пересечения железнодорожных путей, посмотрев по сторонам и убедившись, что нет опасности в виде приближающегося локомотива. За невыполнение этого требования водителю грозит лишение прав.

За попытку объехать пробку по встречке можно остаться без прав
Что касается второй части статьи 12.10, то по ней привлекают за иные, менее опасные нарушения. Какие именно, можно узнать из ПДД. Помимо уже упомянутой ситуации затора за ж/д переездом, из-за которого придется задержаться на путях, сюда относятся слишком близкая остановка к шлагбауму (менее 5 метров) или рельсам (менее 10 метров при отсутствии шлагбаума), а также заезд за стоп-линию или светофор, когда движение через переезд запрещено.

Экзотические ситуации с самовольным открытием шлагбаума или нетранспортным положением специальной техники при пересечении путей отнесем сюда же. А вот что касается объезда по встречной полосе стоящих перед железнодорожным переездом машин, то, несмотря на то, что соответствующий запрет сформулирован в разделе, посвященном переездам, наказывать за его игнорирование будут как за движение по встречке. Напомним, за это нарушение водителю грозит штраф 5000 рублей или лишение прав на 4−6 месяцев по части 4 статьи 12.15.

Ну и, наконец, пару слов про третью часть статьи 12.10 КоАП РФ, по которой безальтернативное лишение прав на год грозит за повторное нарушение, предусмотренное частью первой. Повторное — это означает совершенное до истечения одного года с момента окончания исполнения вынесенного за аналогичное прегрешение постановления. В случае лишения права управления этим моментом будет окончание срока лишения прав, а в случае штрафа — день его уплаты в бюджет.