Заявка

Что делать, если машина сломалась в дальней дороге

Поломка или ДТП

Два основных препятствия для продолжения движения своим ходом — механическая поломка и ДТП. Если у автомобиля вышел из строя какой-то механизм, то нужно оценить возможность его ремонта в ближайшем сервисе. Вероятность починиться зависит от того, где, что и на какой машине сломалось. Например, протекший радиатор популярного Ford Focus где-нибудь на Урале — проблема куда меньшая, чем рассыпавшаяся трансмиссия редкой спортивной машины. Поэтому если есть возможность доползти до ближайшего сервиса и отремонтироваться хотя бы сколь-нибудь наверняка (пусть неоригинальными или даже б/у запчастями; пусть дороже, чем дома) и продолжить важный путь — надо так и делать.

Если запчастей или сервисов, которые могут выполнить такую работу, рядом нет, но автомобиль худо-бедно движется сам, придется выбирать между эвакуатором и продолжением пути на свой страх и риск до места ремонта. Конечно, лучше воспользоваться услугами доставки сервиса специальной техникой, но в зависимости от места поломки это может быть очень сложно (безлюдные места), долго и дорого. При должном понимании того, как устроен и работает автомобиль, иногда можно аккуратно ехать и на неисправной машине. Например, переключая передачи без сцепления или подливая воду в радиатор, наблюдая за стрелкой температуры и регулярно давая мотору остыть.

В случае с ДТП все проще — если есть другие участники, то нужно вызвать полицию и оформляться. В зависимости от страны, сотрудники полиции могут наложить запрет на самостоятельное передвижение, даже если автомобиль на ходу — и тогда только эвакуатор. Если запрета нет, а машина едет сама, то тогда дилемма такая же, как с обычной поломкой.

Где найти эвакуатор

На территории России номера телефонов эвакуаторщиков часто можно найти на придорожных столбах. Могут помочь и контакты с местными, которые помогут найти эвакуатор по приемлемой цене. Кроме того, они могут посоветовать, в какой ближайший автосервис лучше отправиться. Поэтому не стесняйтесь просить о помощи.

Альтернативой эвакуатору, которая зачастую позволяет сэкономить деньги, может быть автовоз. Кинув клич среди дальнобойщиков на ближайшей стоянке грузовиков или поискав в интернете, можно найти автовоз, следующий в нужном направлении порожняком или хотя бы с одним свободным местом. Поскольку ему, в отличие от эвакуатора, все равно по пути, такса за провоз может быть существенно меньше.

А может, в сервис?

Конечно, если есть возможность добраться до сервиса, надо ей пользоваться. Но здесь тоже может быть масса нюансов. Самый важный из них — цена. Так, то же пробуксовывающее сцепление обычно может проехать тысячу-две километров без риска встать намертво или задрать маховик, поэтому можно попробовать выполнить дорогостоящую замену там, где намного дешевле.

На всех трассах можно найти массу мелких сервисов, разбросанных по крошечным городкам, и зачастую там даже встречаются редкие и спортивные автомобили. В этих гаражах работают настоящие энтузиасты, и к ним можно смело обращаться за помощью — координаты даст интернет или местные водители. Проблема может быть лишь с запчастями: вдали от крупных городов надеяться на быструю поставку бесполезно. Да и у дилера деталей может не быть несколько дней. А если и есть, то запись по работам на несколько дней вперед.

В глубинке России есть и другая проблема — починить сколь-нибудь сложный автомобиль может оказаться не только нечем, но и некому. Но тем не менее, ищущий — да обрящет. Например, в Новосибирске есть мастерская, где рукастые парни уже второй год помогают с починкой диковинных олдтаймеров участникам ретро-ралли, а уж как и где ремонтируются пилоты ежегодного марафона Mongol Rally — об этом вообще можно вести остросюжетные блоги. Поэтому вся надежда — на сервис, который не боится кастом-решений, где помогут любой ценой встать на колеса и продолжить дорогу. Это сложно, иногда долго и дорого, но возможно — почти в любой точке страны.

Будь готов

Отправляясь в дальнюю дорогу, хороший водитель обязан быть в курсе состояния своего автомобиля. Поэтому перед стартом надо заехать в компетентный автосервис, обслужить и продиагностировать машину. В рамках ТО надо заменить как минимум масло и воздушный фильтр в двигателе, а также скорее всего и тормозную и охлаждающие жидкости — особенно если предстоит путь в сложных условиях (горы, пыль, высокие и низкие температуры, бездорожье). Проверке подлежит тормозная система, подвеска, рулевое управление, электрика, наличие посторонних шумов во всех агрегатах.

Особое внимание — шинам, тормозным шлангам, техническим жидкостям. Все критичные поломки и намеки на сильный износ следует, конечно же, устранить перед поездкой. С некоторыми некритичными — вроде потеющего амортизатора — можно отправляться в дорогу и без замены. Но держа в голове тот факт, что такие вещи могут стать источником проблем, дискомфорта или потянуть за собой другие поломки в ходе поездки.

Отталкиваясь от состояния автомобиля (не всегда есть возможность выйти на старт на технике в идеальном состоянии), водитель должен собрать в дорогу набор расходников и запчастей, которые могут пригодиться. В любом случае, это масло на долив, даже если мотор в повседневной езде его не расходует — в дальней дороге и в трассовых режимах он может повести себя иначе.

Дальше — в зависимости от результатов диагностики. Из принадлежностей следует иметь буксировочный трос, проушины, светоотражающие жилеты по числу пассажиров и пару знаков аварийной остановки. Также в машине должны быть аптечка, огнетушитель, ремкомплект шин, набор инструментов (включая домкрат), насос-компрессор и комплект ламп в светотехнику. И, конечно, вещь, которой можно починить все, — моток изоленты (есть расхожая шутка, что обязательно синей).

Сила коллектива и еще пара идей

Если с вашей машиной приключилась беда, то помощи можно попросить у местных автолюбителей. Зарегистрируйтесь на форуме или в чате автоклуба того региона, где вы оказались и расскажите о своей ситуации — почти всегда и везде находятся активные и неравнодушные, которые не бросят в беде гостей.

Можно искать как автоклубы определенных марок и моделей (если нужны специфические запчасти и профильные сервисы), так и просто сообщества автопутешественников или приверженцев определенного досуга — кольцевые гонки, офроуд, дрифт, GPS-ориентирование. Как правило, увлеченные одним делом люди очень отзывчивые как к единомышленникам, так и просто к обратившимся за помощью автолюбителям.

А когда все настолько серьезно, что машина надолго застряла в сервисе или требует возврата домой на эвакуаторе, стоит признать фиаско поездки. В этом случае экипажу нет смысла терять время вместе с водителем — возможно, отпуск или дело еще можно спасти, купив остальным билет до пункта назначения.

Наконец, пара слов о том, что делать, когда все только произошло. В случае с ДТП нужно надеть жилеты, выставить знаки аварийной остановки, сделать фотографии и видеозаписи с места происшествия, вызвать полицию и следовать ее инструкциям.

В большинстве случаев это будет указание сделать фотографии и сразу убрать машину в безопасное место — на обочину или на ближайшую парковку. При поломке сразу оттолкайте автомобиль на нейтральной передаче максимально далеко от проезжей части, но делайте это тоже в жилетах и с выставленными аварийными знаками.

К списку статей

Оставить заявку

Есть рассрочка | Скидки студентам | Бесплатный пробный урок

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю условия пользовательского соглашения, а также ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности.

Отправить
Появился вопрос?
Связаться с нами

Позвонить

WhatsApp

Вконтакте

Telegram

Связаться с нами можно ежедневно с 09:00 до 21:00